Андреева Светлана Ивановна
Главная | Обществознание | Регистрация | Вход
 
Среда, 21.11.2018, 21:59
Приветствую Вас Гость | RSS
Выбирайте по душе
Урок обществознания в 11 классе
 
 
Права и обязанности гражданина Российской Федерации: осуществление воинской обязанности в РФ
_________________________________________________________
Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.
Форма урока: конференция «Армия. Это твой гражданский долг!?»
Цель: Показать, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Задачи:
1. Образовательные:
- Сформировать целостное представление о конституционной обязанности гражданина РФ: службе в армии;
- познакомить с особенностями прохождения военной службы в вооруженных силах других государств;
- углубить формирование системы правовых знаний учащихся,
- активизировать познавательную активность.
2. Развивающие:
- Продолжить развитие умений анализировать, сопоставлять, сравнивать, устанавливать причинно – следственные связи, приводить примеры, самостоятельно подбирать, и подвергать анализу разнообразную информацию в соответствие с поставленной целью, работать со справочной литературой, материалами СМИ и Интернет; логически аргументировать свою позицию и делать выводы.
- Через игровую ситуацию способствовать формированию у учащихся навыков правомерного поведения и овладения знаниями.
3. Воспитательные:
- Формировать законопослушное поведение; воспитывать уважение к законам РФ, основным обязанностям гражданина;
- воспитывать патриотизм, толерантность и чувство долга защищать свое Отечество;
- формировать жизненную позицию человека.
Образовательные технологии: мультимедийная, информационная, развития критического мышления, анализа конкретных ситуаций, организации дискуссии, организации самостоятельной работы, личностно-ориентированная технология, проектная, развивающая.
 
Методические приемы: работа в группах с источниками, выступление лидеров, сравнительный анализ информации, выступление учащихся с сообщениями, элементы ролевой игры, работа с документальными материалами, презентация мини-проектов, беседа.
 
Межпредметные и межкурсовые связи:
1. межпредметная интеграция: право: права и свободы граждан, конституционные права и обязанности политология: Государство, внутренние функции государства; Конституция РФ – основной закон государства. история: из истории создания РККА в 1918г, Красная Армия в годы Великой Отечественной войны, послевоенный период в истории Советской Армии.
2. внутрикурсовая интеграция: обществознание – свобода и ответственность, признание уважения прав других; гражданин РФ; конституционные права и обязанности граждан РФ.
 
Средства и методы обучения: объяснительно - иллюстративный, исследовательский, дискуссия
 
Оборудование урока:
1. компьютерные презентации: компьютер, проектор;
2. дополнительная литература по теме урока;
3. материалы СМИ по теме урока;
4. дидактические материалы;
5. указатели с надписями;
6. российский герб, флаг, плакат;
7. композиция из цветов;
8. учебники обществознания:
базовый уровень: учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений /Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова и др. - М.: Просвещение, 2007;:
Обществознание: базовый уровень учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений/ А.Ф. Никитин.М., ДРОФА 2006.
 
Базовые понятия: воинская обязанность, военная служба, альтернативная гражданская служба.
 
Оформление класса: Парты поставлены большим четырехугольником так, чтобы в центральном месте посадить представителей «Министерства Обороны», «Комитета солдатских матерей», представители «Президента», « представители разных религиозных конфессий », слева от них – представители СМИ». На столах стоят указатели с надписями. Остальные гости (это могут быть представители другого класса) и учащиеся рассаживаются напротив. В центре четырехугольника композиция из цветов, на стене закреплен российский герб, флаг и плакат: « 1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. 2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом». (Конституция РФ, статья 59)
 
Ожидаемый результат:
- Учащиеся самостоятельно подбирают и анализируют материал по теме урока; готовят презентации, устные сообщения, краткие информативные справки (для группы «Служба информации»).
- У учащихся формируются умения: определять характерные, существенные черты общественных явлений, анализировать и группировать информацию, объяснять смысл обществоведческих понятий. Формулировать собственную позицию. Уметь слушать других и грамотно вести дискуссию.
 
Ход урока:
Вступительное слово учителя:
Гражданин – это лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее в соответствии с этими правами и обязанностями. Причем настоящий гражданин обладает способностью рассматривать свои права как обязанности – и наоборот. Государство обращает свои законы как к гражданину. Оно обязано защищать гражданина, а гражданин обязан быть лояльным по отношению к государству, его законам и решениям. Некрасовское - «Отечества достойный сын» - остается одним из важнейших характеристик истинного гражданина. От гражданина требуется соблюдение законов и других предписаний государства, выполнение им конституционных обязанностей. Одной, из которых, является служба в армии. « 1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. 2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом». (из Конституции РФ, статья 59) Нашу конференцию мы посвятим этому вопросу: Армия. Служить или не служить СЕГОДНЯ? Что сегодня выбирает молодежь, каково мнение верующих людей, матерей, ожидающих возвращения своих сыновей?
 
Ведущий конференции (ученик):
На нашей конференции присутствуют представители: «Министерства Обороны» «Комитета солдатских матерей» «Представители Президента» «Представители разных религиозных конфессий» В период работы конференции действует «Служба информации» представителей СМИ и на протяжении работы конференции вносит уточнения, дополнения, делает краткие сообщения по теме урока.
 
Учитель: Воинская обязанность — обязанность граждан России про­ходить военную подготовку в рядах Вооружённых сил РФ. Порядок исполнения гражданами РФ воинской обязанности определён в законах «О воинской обязанности и военной службе» от 1998 г. и «О статусе военнослужащих» от 1993 г.
 
Вопросы для обсуждения на конференции:
 
Готовы ли вы выполнить свой долг и обязанности гражданина, согласно ст.59 Конституции РФ п.1?
Нарушает ли молодой человек Закон РФ и выполнение своих конституционных обязанностей, откупаясь от службы в армии? Можно ли считать такого молодого человека настоящим гражданином?
Какую службу в армии выбрали бы вы: обычную или альтернативную?
Какой срок нужно определить для службы в армии?
 
Ведущий конференции (ученик):
Давайте попробуем обсудить эти вопросы. Я предоставляю слово представителям «Министерства Обороны». Как осуществляется призыв на военную службу, что означают понятия: воинский учет, военная служба, альтернативная гражданская служба. Каково их отличие, особенности?
 
Представители «Министерства Обороны»:
(знакомят с этапами исполнения воинской обязанности)
1. Воинский учёт: Является государственной системой учёта и ана­лиза имеющихся в стране призывных и мобили­зационных людских ресурсов. Осуществляется по месту жительства граждан во­енными комиссариатами.

Первоначальная постановка граждан мужского пола, годных по состоянию здоровья к военной службе, на воинский учёт осуществляется соот ветствующими комиссиями по достижении юно шами 17-летнего возраста.
 
2. Обязательная и доброволь­ная (по кон­тракту) подго­товка граждан к военной службе: Это комплекс обязательных мероприятий, проводимых с гражданами допризывных и призывных возрастов в целях обучения их основам военной службы.
 
3. Призыв на военную службу: Военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооружённых силах РФ, а также, в иных войсках и формированиях. Граждане проходят военную службу по призыву, а также в добровольном порядке (по контракту). Находясь ни военной службе, военнослужащий обязан быть верным военной присяге, мужественно и умело защищать своё Отечество; строго соблюдай. Конституцию РФ, требования общевоинских уставов Вооружённых сил РФ, беспрекословно выполнять приказы командиров (начальником) совершенствовать воинское мастерство; содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь воинское имущество; быть дисциплинированным, бдительным, хранить государственную и военную тайну соблюдать нормы международного права в военной области, принятые РФ.[1]

Ведущий конференции (ученик):
Что волнует матерей? Обратимся к представителям «Комитета солдатских матерей». (представители «Комитета солдатских матерей» отмечают, что их особенно волнуют неуставные отношения в воинских частях, кому может предоставляться отсрочка от службы в Армии, на какой срок. Представители «Комитета солдатских матерей» представляют Презентацию: «Как тебе служится, солдат?» - подготовленную самостоятельно к уроку.)
 
Ведущий конференции (ученик):
Можно ли изменить эту ситуацию в Армии? Готовы ли Вы идти служить или будите искать возможность избежать службы в Армии? (дискуссия по данному вопросу)
 
Представители «Министерства Обороны»: (Отмечают, что служба в Армии - почетная обязанность гражданина Российской Федерации. Боевой путь Армии заслуживает уважения и гордости.) Презентация: «Страницы истории нашей Армии».
Отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам:
• признанным временно не годными к военной службе по со стоянию здоровья (на срок до 1 года);
• являющимся опекуном или попечителем несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
• занятым постоянным уходом за близкими родственниками — инвалидами первой и второй группы;
• имеющим ребёнка, воспитываемого без матери;
• имеющим двух и более детей;
• обучающимся по очной форме обучения в образовательны учреждениях начального профессионального, среднего профес сионального или высшего профессионального образования (на время обучения)[2]
 
Ведущий конференции (ученик):
Обратимся к службе информации чтобы узнать об особенностях и сроках армейской службы в армиях разных стран. Что нового придумали в армиях других государств? (ослы и крысы на службе в войсках НАТО) (Служба информации представляет презентацию)
 
Ведущий конференции (ученик):
Нужна ли служба в армии? Нужно ли защищать Отечество? Этот вопрос волнует любого молодого человека призывного возраста, а особенно если этот человек еще и верующий. Сегодня у нас присутствуют представители различных религиозных конфессий. Давайте послушаем их мнение.
 
православные католики мусульмане буддисты (высказывают свое мнение, общий смысл которого: армия нужна любому государству, без армии нет и государства. Однако, человек должен быть защищен от насилия и унижений во время службы в Армии, и если несение военной службы противоречит вероисповеданию гражданина, он вправе нести альтернативную гражданскую службу. В тоже время верующие не отказываются от защиты государства в период военных действий.)
 
Ведущий конференции (ученик):
Что вы думаете о службе в армии женщин? (идет дискуссия по данному вопросу) (Служба информации сообщает о службе женщин в армиях других стран) .
 
Ведущий конференции (ученик):
Последнее время многие молодые ребята стали задумываться об альтернативной службе. Каково ваше отношение к ней. (идет дискуссия по данному вопросу) Альтернативная гражданская служба особый вид трудовой деятельности , она имеет свои особенности: Осуществляется в интересах общества и государства Осуществляется взамен военной службы (её срок в 1,75 раза превышает срок военной службы по при­зыву и составляет 21 месяц)

Представители «Президента»:
подтверждают, что граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом.
 
Представители «Министерства Обороны»:
(Отмечают условия, при которых может быть реализовано право гражданина на замену военной службы альтернативной гражданской службой) (Служба информации сообщает, где в Самарской области можно проходить альтернативную военную службу.)
 
Ведущий конференции (ученик):
Первый опыт применения этой нормы показал, что желающих воспользоваться ею не так уж много. Причина заключается в том, что альтернативная гражданская служба в роли, например санитаров, больничных нянек и уборщиков, отнюдь не легче, чем воинская служба в части, где решены проблемы дедовщины, обеспечена возможность продолжения образования и командование проявляет отеческую заботу о солдатах. (Служба информации представляет презентацию о службе в учебной части 2-й танковой Армии (пос. Кряж), где они побывали на экскурсии)
 
Представители «Президента»:
Кроме того, в ближайшее время предполагается постепенно увеличивать привилегии граждан, добросовестно отслуживших положенный срок в армии - бесконкурсный прием в вузы на бесплатной основе, помощь в решении жилищной проблемы и др.
 
Учитель: Какой мы можем сделать вывод, заканчивая работу нашей конференции? (мнения учащихся)
 
Армия нужна любому государству. Гражданин Российской Федерации обязан нести военную службу в соответствии с федеральным законом. Эта норма касается всех граждан нашей страны мужского пола, достигших 18-летнего возраста. Вместе с тем закон предусматривает возможность освобождения от несения срочной военной службы отдельных категорий граждан. Но нужна такая армия, в которой основой является не прихоть командиров и «дедовщины», а порядок и законность. Где каждый солдат - достойный гражданин нашего государства.
 
Ведущий конференции (ученик):
Всем спасибо. Наша конференция закончена.
Архив записей
Форма входа
Поиск

Copyright Алексей Соловьев © 2018