Андреева Светлана Ивановна
Главная | К Дню Победы | Регистрация | Вход
 
Четверг, 20.09.2018, 03:25
Приветствую Вас Гость | RSS
Выбирайте по душе
Классный час
И в памяти нашей... (Дню Победы посвящается)
 
------------------------------------------------------------------------------------------------

Форма проведения: вечер памяти
 
Цели классного часа:
1. Формирование нравственно-этических качеств учащихся, уважительного отношения и чувства гордости к исторической памяти своих предков, своего народа.
2. Осознание своей принадлежности к истории нашего великого государства, к истории жизни своих дедов.
3. Воспитание ответственности, симпатии, потребности личного участия в мероприятиях, посвященных празднованию памятных дат.
 
Участники: учащиеся 10 класса

Предварительная подготовка к классному часу:
1. Подбор музыкального сопровождения классного часа, песен о войне.
2. Заранее учащиеся класса собирают:
- истории о Великой Отечественной Войне, опрашивая дедушек, бабушек и других родственников; составляют из этих историй книгу памяти, которую затем дарят школьному музею для уроков памяти;
-оформляют зал рисунками на военную тематику, фотографиями своих родственников.
 
Подготовка сценария классного часа. Сценарий составлен из подлинных историй семей учащихся, о которых им рассказали родственники, частушки напела Карноухова Александра Романовна.
 
Оформление зала.
в центре сцены имитация костра, на возвышении в стороне - солдатская каска на красной ткани, как бы стекающей вниз; в каске не зажженные свечи; рядом с каской лежат красные гвоздики. Зал украшен рисунками военной тематики и фотографиями родственников учащихся. (Учащиеся сидят полукругом, в центре имитация костра, разговор происходит у костра, на возвышении в стороне - солдатская каска на красной ткани, как бы стекающей вниз; в каске не зажженные свечи; рядом с каской лежат красные гвоздики).
 
Ученица:
- Послушай, Лешка, знаешь, что я сейчас подумала? Ты только не оби­жайся. Просто настроение такое нашло, захотелось сказать. Вот ты - мне нравишься, очень. Ты и пошутить мастер, и придумать что - нибудь, и вообще заводила. Ребята тебя уважают. А на войне я тебя представить не могу! И не просто так, абстрактно, а совершенно конкретно, а од­ном конкретном эпизоде.
1-ый ученик :
- Ты думаешь, я не смог бы?
Ученица:
- Не знаю. Ты какой - то ... Помнишь, окно в школе разбил, а Валерку Жулина вместо тебя отругали! Ты же смолчал! Помнишь?
1-ый ученик:
- Сравнила! На войне же особые обстоятельства. Да и когда это было - в пятом классе.
2-ой ученик:
- Ладно, не обижайся! (обнимает его за плечи) Я тоже считаю: надо знать про своих дедов, прадедов и прапрадедов. Знать и думать, как они жи­ли, воевали. Ведь вы же не на пустом месте выросли... Давайте сегодня расскажем друг другу о своих близких и родных, защищавших Родину в суровые годы войны, и о тех, кто ковал победу в тылу.
1-ый ученик:
- Ну вот, то меня ни за что ни про что обругали, теперь каких - то пра­прадедов вспомнили. Вы что, считаете, если я деда своего не помню, то в жизни, значит, чего-то не понимаю? Я может больше всех о своем деде знаю...
3-ий ученик:
- И что ты, Лешка, завелся? Никто тебя ни в чем не обвиняет. Просто мы считаем, что от того, какие были и есть наши деды и прадеды, в нашей жизни зависит очень многое. Это же наши корни, как у дерева.
Ученица:
- Я думаю о том, что вот каждый день мы в школу ходим, развлекаемся, учимся, что-то делаем, грустим, веселимся, жизнь кажется нам то свет­лой, то мрачной. А часто ли мы находим время для того, чтобы вспом­нить? Вспомнить о тех, кто не вернулся с войны, вспомнить о погибших, об известных и неизвестных? Заглянуть в глаза живым, прошедшим по фронтовым дорогам и выросшим в страшные годы войны.
 
ВЕДУЩИЙ (учитель):
- Представим себе день 22 июня 1941 года. Что за день? Начало лета. Закончены весенние посадки. Появились всходы хлебов, появилась надежда на урожай. Буйно цветут травы. Ученики заканчивают среднюю школу: выпускной бал. Воскресенье. Многие на отдыхе за городом. И вот ....
(На экране документальные кадры начала Великой Отечественной войны, звучит мелодия песни «Священная война» муз.А.В.Александрова, Сл.В.И. Лебедева-Кумача)
Все изменилось за один день, надрывный плач женщин, крики детей, пьяные от горя мужчины рвут меха гармошек, суматоха. Вереницы повозок, увозящие мужчин на войну, растянулись до горизонта. Рыдает все село. Не дай бог увидеть все это!
 
1 ученица:
- Ребята! Послушайте, что рассказал мне мой Дедушка о первом дне вой­ны. Тогда он был только одиннадцати летним мальчиком, жил в деревне Демкино, Новгородской области. Не смотря на возраст, дедушка ясно помнит этот страшный день. Вся деревня стояла в глубоком молчании на площади перед сельсоветом, где видел репродуктор, а голос Моло­това четко, размерено, жестко, произносил страшные слова, все плака­ли. Плакал вместе с ними и мальчик Ваня, мой дедушка, еще не совсем понимая, что такое война. Потом из деревни уезжали мужики вместе с ними и отец Вани, мой прадедушка. Дедушка вспоминал, как он долго бежал по пыльной дороге за телегой, которая увозила на фронт его отца.
 
Другие учащиеся (повторяя друг за другом):
- А мои родные встретили первый день войны
-в Омске
-в Куйбышеве
-в Тамбове
-на Урале
-в Ташкенте
-в Хмельницке
-в Вологодской области
-в Крыму
 
ВЕДУЩИЙ (учитель):
- Во все города, села, маленькие поселки огромной страны постучалась война. Тысячи танков и самолетов с черной свастикой вторглись в пределы нашей Родины, сея смерть и разрушения (на экране документальные кадры Великой Отечественной войны) .
2-ая ученица:
- Мой дед, Воробьев Семен Васильевич был призван в армию еще до начала войны, поэтому война его застала в армии, а не в родной дерев­не Корниловке под Омском. Служил сначала на Украинском фронте, несколько раз попадал в окружение, воевал в партизанском отряде, уча­ствовал в освобождении Львова, Киева, был контужен. После госпиталя попал на Белорусский фронт, участвовал в освобождении Нарвы, Пско­ва. Дошел до Польши, был тяжело ранен, врачи хотели ампутировать руку, но смогли спасти. Только осенью 1945 года смог вернуться в свою деревню. За участие в Великой Отечественной войне награжден медалями, орденами.
3-я ученица:
- Дедуль, расскажи мне о прошлой войне, Прости, что прошу тебя снова и снова, Я знаю по ранней твоей седине, Как было безжалостно там и сурово.
3-я ученица:
- Моего дедушку, Жулина Михаила Петровича, война застала в г. Куйбышеве. Когда ему исполнилось 16 лет, его взяли в армию. Он был направлен в авиацию и летал на боевые задания. Был стрелком - радистом и пробыл на фронте 8 месяцев. Всего он прослужил в армии 7 лет. Брат дедушки - Жулин Анатолий Петрович на фронте был танкис­том, горел в танке. Оба имеют награды.
3-я ученица:
- Дедуль, раздели со мной память и грусть Как тихие радости с нами ты делишь. Позволь, в День Победы я рядом пройдусь, Когда ордена ты, волнуясь наденешь.
4-ая ученица:
- Моя бабушка - Вера Семеновна Данилова, проживала в г. Тотьма Воло­годской области. Когда началась война, она ушла на фронт, скрыв свой возраст. Ей было всего 15 лет, а на фронт брали с 16. Она вози­ла на грузовике снаряды на фронт, помогала вывозить раненых, прихо­дилось ей заменять и санитаров.
1-ый ученик:
- Мой дедушка ушел на войну в 1942 году, он был сразу же брошен под Смоленск, был наводчиком в танке Т-34. Затем был направлен на Ук­раину, где стал командиров разведроты.
5-ая ученица:
- Мой прадедушка - Владимир Семенович Матвеев добровольцем по­шел на фронт со станции Богоявленская, Тамбовская области. Влади­мир Семенович был назначен зам. политом стрелковой роты. Свой бое­вой путь он начал на Ленинградском фронте. За мужество и героизм был награжден медалью "За отвагу”, об этом сообщил в своем един­ственном письме. Через некоторое время после письма пришла похо­ронка.
6-ая ученица:
- Мой дедушка - Кнышев Яков Игнатьевич в августе 1942 г., получил боевое крещение в битве за Сталинград. Воевать ему пришлось в соста­ве отряда морской пехоты. В боях под г. Красноармейском, который входил во внутренний оборонительный обвод Сталинграда, был тяжело ранен в живот, после чего эвакуирован в военный госпиталь г. Ульянов­ска. После госпиталя неоднократно ему приходилось осуществлять со своим подразделением погрузку артиллерийских боеприпасов на баржу и доставлять их в район Сталинграда. В сентябре 1943 г. был переведен в Днепропетровскую военную флотилию. Закончил войну мой дедушка у стен Рейхстага, в мае 1945 г.
 
ВЕДУЩИЙ (учитель):
- И все - таки между боями были передышки, когда можно было написать письмо, послушать задушевные песни фронтовых артистов, просто отдохнуть.
(Запись "В лесу прифронтовом” муз. М. Блантера, сл. М.Исаковского).
А самой большой радостью для бойца было письмо из дома. Осиротели города и села. Не было семьи, которой не коснулась бы война. Остались женщины, старики, дети. Горе и нужда поселились в семьях. - Что же было делать? - Надо было жить, растить детей, а главное работать.
(на экране документальные кадры: выступление И.В. Сталина «Все силы народа на разгром врага!»)
 
6-ая ученица:
- Моя бабушка - Цыкункова Антонина Афанасьевна, в года войны жила в Ташкенте. Всю войну работала на фабрике ткачихой парашют­но-десантного имущества. Ткали тесьму и шелк для парашютов. Там же за станками испали.
2-ая ученица:
- Моя бабушка - Воробьева Прасковья в годы войны работала в кол­хозе в деревне Ворошиловке Омской области и старалась прокормить троих детей.
1-ый ученик:
- Моя бабушка в годы войны жила на Украине под Хмельницком. Хмель­ницкая область тоже была оккупирована немцами. Бабушка ради своих детей вынуждена была работать на немцев. По ночам она носила рус­ским военнопленным еду.
7-ая ученица :
- (рассказывает моя мама Чернова Л.П.) Моя мама жила в годы войны в Крыму. Крым был оккупирован нем­цами. У её мамы было двое маленьких детей. Жили очень плохо, голодали. Пекли лепешки из семян лебеды. Немцы их выгнали из своего дома и они все лето жили в разрушенной школе. Не было одежды, еды. Заболел младший ребенок и умер. Немцы заставляли работать целый день в по­ле, утром выгоняли людей, как скот, и только вечером люди возвраща­лись.
 
Ведущий (учитель):
- Слово предоставляется бабушке Зощенко А. - Марии Степановне.
 
8-ая ученица:
- Все слова обращения Сталина относятся и к нашей области. Наша область не была занята врагами, но в тяжелые осенние дни 1943 года, в городе созданы комитеты обороны. Жители города и окрестных сел рыли окопы, так как немцы были в Сталинграде – это около тысячи км или 20 часов пути поездом.
9-ая ученица:
- Моя бабушка работала на окопах в Пензеской области, их было 300 человек, все жили в школе, спали на нарах. Продуктов почти не было, по этому готовили супы, причем каждый в своем горшочке, вставали пораньше, чтобы занять очередь к печке и сварить себе еду. Затем шли пешком 5 км. и рыли окопы. Работали зимой, одеты плохо, в то, что привезли из дома. Если валенки порвались, то ходили в портянках. Условия были невыносимыми. За тем их расселили в каждый дом по 5 человек, так можно было помыться, постирать одежду. Колхоз не давал ни продуктов, ни одежду. Она решила убежать, ее два раза ловили, на третий раз все-таки убежала. Прибежала домой, а там ей говорят, либо на фронт, либо учитесь на комбайнера, так она всю войну проработала на комбайне.
8-ая ученица:
- Шла война, солдатам нужны были на фронте мины, пушки, гранаты, пулеметы, самолеты. Осенью и зимой 1941 года в Куйбышев были эва­куированы заводы. На Безымянской станции выгружали оборудование. Устанавливали сначала стены, станки. Кому-то нужно было встать и работать. На смену ушедшим на фронт мужчинам пришли женщины, подростки и пожилые люди.
7-ая ученица:
- На пересечении двух оживленных магистралей г. Куйбышева - мо­сковского шоссе и проспекта Кирова - на высоком постаменте устано­влен необычный памятник - боевой самолет Ил- 2. Это не макет, это один из тех штурмовиков, что в годы ВОВ были грозным оружием со­ветских летчиков.
11-ая ученица:
- Моя бабушка Смолина Ольга Трофимовна, вместе с дедушкой рабо­тала на военном заводе, где собирали самолеты. В годы ВОВ этот завод был эвакуирован в Самару. Сейчас это завод им. Фрунзе. Бабушка на заводе собирала самолеты Ил-2, а дедушка испытывал моторы к ним. Я очень горжусь тем, что бабушка помогала бойцам фронта. Сегодня она здесь вместе со мной.
 
Ведущий (учитель):
- Дети рано взрослели и помогали старшим.
 
10-ая ученица:
- Моим бабушке и дедушке по папиной линии было 14 лет, когда на­чалась война. Бабушка жила в селе Трофимовка Утевского района, Куйбышевской области. Бросив школу и окончив курсы трактористов, она всю войну работала на тракторе, потом на комбайне. Жить было очень трудно: хлеба не было, в основном елитыкву, картошку, требуху. Отдыхали мало. Работали с утра и до вечера. За свой труд моя бабушка, Александра Федоровна, награждена двумя наградами.
12-ая ученица:
- Моему дедушке, Муфтееву Тетраду Мухтасиновичу, было 13 лет, когда началась война. Он жил в Ташкенте и хотя это далеко от фронта, война и там давала о себе знать. Как мог он помогал старшим: работал в колхозе на тракторе, ухаживал за лошадью.
13-ая ученица:
- В годы войны моей бабушке было 16 лет. Она работала на военном заводе в Ча­паевске. Завод выпускал боеприпасы. Бабушка рассказывала мне как тяжелы были годы войны. В ее семье было 6 детей и все были младше ее. Ей приходилось не только работать, но и следить за детьми. Жили как другие - впроголодь, ели только то, что могли сажать.
10-ая ученица:
- Мой дедушка, Виктор Иванович Кувалдин, в годы войны жил в Во­ронежской области. В 1941 г. остался сиротой, работал разнорабочим. Возил в колхозе слеги, пас коров, убирал за скотиной, работал механи­ком, электриком, собирал урожай. Одевать было нечего. В одну из зим он бы замерз, если бы ему солдаты не дали армейские ботинки, ко­торые тоже оказались очень холодными. Вскоре их деревню оккупировали нем­цы. Дедушка копал противотанковые рвы и делал навесы для немецких самолетов. Как - то взрослые мужчины убили немца и дедушка, вместе с другими, закопал его, чтобы остальные фашисты не обнаружили пропажу и не начали расстреливать местное население. В начале 1945 г. его призвали в армию и направили в Самару.
8-ая ученица:
- Моя бабушка, Сизова Нина Васильевна, в годы войны жила в Самаре. Хотя тогда она еще была девочкой, в памяти навсегда остались оладьи из мерзлой картошки, щи с крапивой и хлеб с примесью отрубей и тра­вы. Ели все, что могла дать земля, что могли вырастить сами. Бабушка ходила в школу с 9 лет, писали на кусочках бумаги, газетах, писали углем или графитом. В школу ходили редко, чаще учились дома.
 
ВЕДУЩИЙ (учитель):
- Не хватало учебников, тетрадей, чернил. Холод, окна в классах забиты и засыпаны. Печное отопление, Ученики сами пилили, кололи дрова, топили печи. Учителя сами разлиновывали каждому ученику тетрадь, были агитаторами, ходили на животноводческие фермы, писали плака­ты, а еще были артистами - это мне рассказывала моя мама, как их учи­теля на деревенской школьной сцене исполняли песню "Ой, туман”. А всемьях учителей то же, что и в других - горе и нужда.
9-ая ученица:
- Беда сблизила людей, горе одного человека становилось общим го­рем. Бабушка мне рассказывала, что когда кто-то из деревенских по­лучал похоронку - плакали все. В ее дом почтальон принес два таких страшных известия: не стало отца и брата. А когда кому-то приходило письмо с фронта, читали все вместе и радовались. Вечерами вязали ва­режки, носки, шили кисеты, а также для фронтовиков собирали и от­правляли полушубки и валенки. Бабушка работала в колхозе, было очень трудно, но все равно вечерами, хотя - бы изредка, они выходили на улицу, пели песни и частушки.
 
10-ая ученица:
( исполняет частушки)
Черна туча, черна туча
Гитлер с запада идет
Наша армия могуча
Эту тучу разобьет
 
Мой миленок на войне
За Родину сражается,
Я в колхозе звеньевая
Первою считаюся.
 
Наши славные герои Родину прославили
И в Берлине над Рейхстагом Красный флаг поставили.
 
Все ребята веселятся
Что отвоевалися
А девчата тоже рады
Женихов дождалися.
 
В небе солнышко сияет
Не погаснет никогда,
Еще лучше, еще краше
Станут наши города.
 
ВЕДУЩИЙ (учитель):
- Каждый день слушали радио о событиях на фронте. Это сводка на­чиналась словами: «От советского информбюро» читал ее диктор Все­союзного радио Ю.Б. Левитан. Мы слушаем последнюю сводку совинформбюро – радостную сводку. (Запись голоса Ю.Б. Левитана: объявление о капитуляции Германии и победе советских войск)
 
3-ий ученик:
- Победа! Победа солдата! Я плачу и слез не таю. Да разве забыть 45-й Я мысленно вечно в бою.
 
(Звучит песня "Журавли” муз. Я. Френкеля, Сл. Р. Гамзатова» )
 
10-ая ученица:
- Вечно будет хранить память благородных поколений имена отважных патриотов, вставших на защиту своей Родины. Примером высокого мужества и беззаветной преданности народу всегда будут служить светлые образы наших родных и близких: прабабушек и прадедушек, деду­шек и бабушек. Всем не вернувшимся с войны и тем, кто умер в мирные дни не дожив до 65 - летия Победы - вечная память! Вечная память!
(Звучит колокольный звон , на экране изображение вечного огня, зажигая свечи, учащиеся произносят фамилии и имена погибших, умерших от ран и болезней и ставят свечи в военную каску, наполненную зерном)
 
1-ая ученица: Прадедушка, Жарков Александр Захарович - погиб в январе 1943 г., у села Беседено под городом Великие Луки.
 
2-ой ученик: Дедушка, Бровко Григорий Абрамович - пропал без вести, ему было 43 года. 14-ая ученица: Дедушка, Игорь Августович де Жирон, в первые днивойны пропал без вести.
 
9-ая ученица: Прадед и дядя Карноуховы Роман Максимович и Иван Романович - отец и сын погибли в 1942 г.
 
4-ый ученик: Дедушка, Сутырин Михаил Федорович - погиб 1943 г. 3-я ученица: Прадедушка, Тарасов Михаил Иванович - погиб на Ленинградском фронте.
 
5-ая ученица: Прадедушка, Матвеев Владимир Семенович, ушел на фронт добро­вольцем в возрасте 26 лет, погиб при обороне Ленинграда в районе Синявинских болот.
 
15-ая ученица: Прадед Иван Ермаков - погиб зашищая Родину.
 
8-ая ученица: Брат дедушки, Сизов Александр Николаевич, дошел до Берлина, скончался в 1989 году.
 
4-ая ученица: Бабушка, Данилова Вера Семеновна, умерла вскоре после войны от ин­фаркта.
 
16-ая ученица: Куликов Василий Александрович в годы войны был авиамехаником, умер в 1994 году.
 
17-ая ученица: Дедушка, Тимофеев Андрей Яковлевич, прошел всю войну, скончал­ся в 1993 г.
 
7-ая ученица: Дедушка, Каханюк Григорий Филиппович, освобождал Сталинград, Орел, Курск, дошел до Берлина, умер после войны.
 
1-ый ученик: Дедушка, Сапожник Федор Иванович дошел до Берлина, вернулся с пятью ранениями, умер в 1975 г.
 
1-ая ученица: Кузнецов Николай Федорович сражался под Демянском , умер в 1953 г.
 
9-ая ученица: Бабушка, Семенова Анна Семеновна, медсестра санитарного поезда, дошла до Берлина, умерла в апреле 1990 г.
 
2-ая ученица: Дедушка Мироненко Петр Николаевич ушел на фронт в 1941г., был водителем на "дороге жизни”, умер в 1994 г.
 
18-ая ученица: Прадедушка - Скотников Михаил Степанович, вернулся с фронта в 1943 г., инвалидом, скончался после войны.
 
19-ая ученица: Леонов Владимир Семенович прошел войну, скончался в 1950 г.
 
6-ая ученица: Дедушка, Кнышев Яков Игнатьевич защищал, Сталинград, дошел до Берлина, скончался после войны.
 
11-ая ученица: Смолянов Николай Гаврилович, работал на военном заводе, умер в 1993 г.
 
1-ая ученица: Кузнецов Иван Николаевич, чье детство прошло в оккупации, умер в2003году, Кузнецова Таисия Александровна, моя бабушка, познала что такое голод и смерть еще десятилетней девочкой умерла в 1996 году, Андреева Нонна Георгиевна – моя бабушка всю войну проработала еще девочкой на тракторе колхозе – умерла в 1998году.
 
2-ой ученик: Все старше день Победы с каждым маем, Все дальше 45-й год от нас, А тех, кто воевал, ковал в тылу победу, выжил, Все меньше с каждым годом остается Вас.
 
9-ая ученица: Сегодня приносим любовь и уважение, светлую признательность и низ­кий поклон - живым!
 
3-ий ученик: Оноприенко Мефодий Васильевич
1-ая ученица: Андреев Иван Михайлович
5-ый ученик: Романов Александр Петрович
17-ая ученица: Лабжинов Евгений Георгиевич
18-ая ученица: Бабичев Александр Ефремович
19-ая ученица: Калинич Николай Тимофеевич -
3-я ученица: Жулина Мария Михайловна
9-ая ученица: Карноухова Александра Романовна
3-я ученица: Жулин Михаил Петрович
13-ая ученица: Шукшина Екатерина Григорьевна
2-ой ученик: Коваль Владимир Александрович
12-ая ученица: Сафиулин Ахмед Ахмедович
11-ая ученица: Смолякова Ольга Трофимовна
12-ая ученица: Муфтиев Метрад Мухтампович
8-ая ученица: Сизова Нина Васильевна, Сизов Иван Николаевич
15-ая ученица: Карамышев Владимир Александрович
11-ая ученица: Рослякова Александра Александровна.
14-ая ученица: Кибец Владислав Викторович
 
6-ая ученица:
- Слово Репину Сергею Павлович (участнику боев в Афганистане)
Носите ордена! Они вам за победу,
За раны ваши честные даны.
Носите ордена! В них теплятся рассветы,
Что отстояли вы в окопах той войны.
Носите ордена, чтоб видели вас люди,
Вас,вынесших войну на собственных плечах!
 
(Вручают гвоздики приглашенным ветеранам, своим родственникам)
 
3-я ученица :
Сколько раз был январь
Столько праздников нового снега.
Столько раз таял снег, отступая с приходом весны.
65! - это миг, хоть и больше полвека
Как недолго пока удавалось прожить без войны.
 
ВЕДУЩИЙ (учитель):
- Все россияне готовятся к встрече 65 - летия победы и ребята нашего класса считают, что в каждой семье имя участника Великой Отечественной войны должно быть священным. Эти имена должны передаваться из поколения в поколе­ние.
 
7-ая ученица:
- Мы написали книгу памяти о близких и дорогих нам людях, на фрон­те или в тылу, прошедших суровые годы войны. О павших и живых. Сегодня эту книгу мы передаем в музей боевой славы нашей школы.
 
(Звучит «День Победы» муз. Д. Тухманова, Сл.Вл. Харитонова)
Архив записей
Форма входа
Поиск

Copyright Алексей Соловьев © 2018